Марлин
Яхты и яхтенное оборудование
+7 910 476-09-47
+7 495 972-86-87
info@marlin.su
ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ МАЧТ И МАЧТОВОГО ПРОФИЛЯ

Мы изготавливаем мачтовый профиль и мачты с 1998 года. Позвольте поделиться с Вами нажитым за все это время опытом.

О сварке и изготовлении оковок

В первую очередь хочется предостеречь Вас от попыток приваривания косынок или усилений из алюминиевых сплавов прямо к телу мачты. При сварке образуются концентраторы напряжений, от которых в будущем пойдут трещины, приводящие к поломке мачты. Особенно если сварочный шов расположен поперек профиля мачты. Сварку можно использовать только на топе и шпоре мачты, в тех местах, где изгибающие моменты минимальны.

Если уж Вам необходимо приварить что-нибудь к профилю мачты, используйте только продольные швы и, по возможности, вставку внутрь профиля, что бы скомпенсировать ослабление профиля.

Для изготовления краспичных оковок и вертлюгов гиков лучше использовать нержавеющие оковки, плотно охватывающие профиль мачты (без зазора, иначе заклепки быстро расшатает и выломает). Оковку лучше изготовить из нержавейки толщиной 2мм, и к ней уже приварить косынки (для вертлюгов) или оковки для краспиц. Сама оковка приклепывается к телу мачты только нержавеющими заклепками. Использование алюминиевых заклепок недопустимо из-за того, что материал алюминиевых заклепок АД31Т1 гораздо пластичнее, чем материал 6063Т66, из которого сделана мачта.

Материал любых дельных вещей, лееров и оковок - строго только нержавеющая сталь AISI316L. Любая другая нержавейка, доступная сейчас на рынке, недопустима из за того, что дает желтые подтеки из-под своих креплении. То есть не является нержавейкой. Можно использовать AISI316T, но такую сталь очень трудно отполировать. В Советские времена использовалась сталь 12ХГСН18Х, если Вы сможете ее достать, то она даже лучше AISI316L.

При изготовлении резьбовых шпилек (например, для крепления вант к телу мачты) обязательно изготовление распорной втулки внутри профиля мачты. При этом распорная втулка вставляется с одной стороны и обваривается с этой стороны и в другую стенку мачты просто упирается.

Присадочная проволока при сварке алюминия лучше АМГ3. Можно и АМГ4, и АМГ5, и АМГ6. Но чем меньше номер, тем меньше будет трещин в сварочном шве.

Об алюминиевых сплавах

Все привыкли к материалам, маркируемым по еще Советским ГОСТам. Так, наиболее распространенный алюминиевый сплав АД31Т1. Его временное сопротивление по ГОСТу составляет 196 мПа. Для мачты парусного судна это очень мало. И еще трещиностойкость и коррозионная стойкость этого материала очень низки. Такие низкие механические свойства обусловлены химическим составом и одноступенчатым режимом термообработки.

Поэтому лучше использовать для мачт парусных судов материал 6063Т66. Его временное сопротивление не ниже 260мПа.(обратите внимание - не "составляет 260мПа", а "не ниже 260мПа"), трещиностойкость и коррозионная стойкость тоже превосходит АД31Т1 . Мы, когда производим мачтовый профиль, делаем временное сопротивление не ниже 300мПа, что бы гарантированно перевыполнить требования по сплаву 6063Т66. Корррозионная стойкость и трещиностойкость тоже выше из-за двухступенчатой термообработки.

Часто спрашивают, "а с каким материалом можно сравнить 6063Т66?". По временному сопротивлению материал 6063Т66 лежит между АД33Т66 и АД35Т66 (обратите внимание - не АД33Т1, а АД33Т66!). По коррозионной стойкости 6063Т66 превосходит АД35Т66.

Привожу цитату из справочника "Конструкционные материалы" под редакцией Б.Н.Арзамасова (Москва, Машиностроение, 1990г) стр. 255. "Режим Т1, соответствующий фазовой стадии старения, не обеспечивает достаточное сопротивление расслаивающей коррозии (РК) и коррозионнному растрескиванию (КР). Сплавы, обработанные по такому режиму, имеют низкие характеристики пластичности и вязкости разрушения."

Об анодировке

Сам сплав 6063Т66 применяется для деталей, работающих в интервале температур -70...+50 градусов и обладающих коррозионной стойкостью во влажной атмосфере и морской воде. Например, из него изготавливают лопасти вертолетов и диски шасси гидросамолетов. В принципе, никакая специальная обработка поверхности не требуется. Но если Вы хотите, чтобы мачта имела дополнительные декоративные свойства, можно покрасить ее в любой желаемый цвет. Часто спрашивают - "а чем покрасить алюминий, что бы хорошо держалось?"Только есть один маленький секрет - важно не "чем?", а важно "как?". Дело в том, что на поверхности алюминиевых сплавов достаточно быстро образуется слой окислов, образующих идеальное "антипригарное покрытие". К нему никакая грунтовка не имеет адгезии. Поэтому важно сразу же после качественного ошкуривания нанести грунт, пока не образовались окислы. То есть красить надо в "четыре руки". Один человек идет со шкуркой, и сразу за ним второй человек с краскопультом. Окраска, выполненная по такой схеме, держится десятилетиями. У нас в цеху лежит верхушка мачты яхты "Гурон". Мы ее изготовили и покрасили в 2001 году, и в цех к нам она вернулась в 2014 году, после замены новым топом. Никаких отслоений, коррозий и сколов (за исключением следа от мачты яхты "Шалун", мачта яхты "Гурон" срубила мачту яхты "Шалун", попавшей в брочинг. Кстати, мачта нашего изготовления даже не потребовала ремонта после такой встречи!), хотя мачта неоднократно побывала в соленой воде.

И раньше мы анодировали профиль мачт снаружи и хроматировали внутри, но цена такой операции была довольно высокой. И после анодировки ремонт мачты невозможен без нарушения самой анодировки. Поэтому было принято решение отказаться от нее из-за стоимости и отсутствии практического смысла в такой операции. И без нее коррозионной стойкости 6063Т66 вполне достаточно.